15 марта — 1 мая — ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Святая Православная Церковь еще со времен апостольских совершенно точно и ясно говорит: «Кто не постится в святую Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви» (Апостольское правило 69). А между тем, кто теперь среди нас соблюдает пост? И это не со вчерашнего дня. С того момента, когда двести лет назад в православную, крепко сколоченную, прочно обоснованную русскую жизнь ворвались чужие струи, первое, что поспешили нарушить наши соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте. И преподобный Серафим Саровский сто с лишним лет назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, недвусмысленно говорил: «Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост».

90111

«Просвещенные люди» XX века отнеслись к этим словам как к чудачеству праведного старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многие к этим словам любимого святого склонны относиться так же. А между тем, они глубочайшим образом серьезны и совершенно истинны. Православная Россия не погибла бы, всего кровавого ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост.

Вдумаемся в смысл нашей жизни не с привычной земной, телесной точки зрения, а с Божией — вечной.

Для чего мы живем? Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать. Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дается пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели — служить величайшему процессу, для которого сотворена и существует вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небесного Царства, соцарем с Богом (см.: Откр 5, 10).

383374913

И вот весь этот Божий план, весь этот вселенский процесс нарушается, если иерархия переставляется, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нее кумира, ничем не ограничивая ее велений.

Многогранно значение поста. В нем некий дар, приносимый нами Богу от того, что Он дает нам, и таким образом постом благословляется, освящается, усваивается Богу вся наша телесная пища. В нем ограничение нашего тела и подчинение его духу. В нем упражнение в послушании Богу и Церкви. И Сам Христос недаром говорит о темной сатанинской силе: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17, 21; Мк 9, 29). Потому в наше время и завладели бесовские силы так полно, так безраздельно миром, что человечество забыло, оставило пост.

Насколько важна заповедь о посте, показывает то, что первой заповедью, данной Богом людям, была именно заповедь о посте Адаму и Еве, и все многовидное, многогранное зло, проросшее с тех пор в человечестве, явилось последствием нарушения этой именно заповеди. Потому что, любя людей и желая, чтобы они любили Его, Господь знал, что любовь развивается от дел, от выполнения желаний любимого. Так и мы, когда постимся, оживляем этим свою душу, свои личные отношения с Богом, вводя в жизнь свою не теоретически, но практически выполнение Его повелений.

83411921

Если мы это хорошенько поймем и осознаем, для нас не будет уже казаться странным ни слово преподобного Серафима, ни апостольское правило, отлучающее от Церкви нарушителей поста.

И если в наше время по малодушию, по боязливости не звучит грозным торжественным прещением в храме такое отлучение, то Господень закон остается неизменным и неподкупным. И своими глазами мы видим, как люди, попирающие ту или другую заповедь Божию, за попрание которой уставы церковные полагают отлучение от Церкви, как будто сами отходят от церковной жизни, хотя официально и молчит отлучение. Это Божий Промысл лишает безграничного церковного счастья, неизмеримого церковного богатства тех, кто это счастье, это богатство не хочет, не умеет ценить.

Воспользуемся постом, оживим им наши души. «Постимся постом приятным, угодным Господеви. Истинный пост — удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, от злословия, ото лжи, от клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице».

 

1330287951_10_novyy-razmer

 

Великий пост

 

Великий пост — святое время!
Дни покаяния и слёз.
Грехов невидимое бремя
Сложить с души зовёт Христос.

Великий пост, и как-то чище,
И словно тише всё кругом.
Стремится мысль подняться выше,
Забыв о тленном и земном!

Прощенье вымолить в надежде
И весь в слезах, как блудный сын,
В души разодранной одежде
Идёт во храм христианин.

Великий пост — хоть сердцу больно,
Но тихо, мирно как-то в нём.
Всё говорит душе невольно
О покаянии святом.

Унылый благовест церковный,
Знакомый с детства тихий звон.
Он редкий, грустный, ровный —
Во храм святой зовёт всех он.

И грустный тон богослужений,
И вид молящихся людей,
И чёрный траур облачений —
Всё говорит: «я всех грешней!»

И тихий шум коленопреклонений,
И для души мотив родной
Знакомых с детства песнопений —
Всё вопиет к душе больной.

А величавый и прекрасный
Андрея Критского Канон —
Ведь это вопль души скорбящей,
Как умиляет сердце он.

Великий пост — душа, сознайся
Во всём греховном и дурном!
Восстань от сна, и плачь, и кайся,
Пади во прах перед крестом!

Ведь ты грехами огорчила
Творца, Владыку своего,
Одежду кровью обагрила,
Всего изранила Его.

Великий пост — души рыданье
Услышь, прими, Спаситель мой!
Ведь видишь Ты мои страдания,
Хоть я и блудный сын, но Твой.

Не дай мне впасть в порабощенье
К врагу спасенья — сатане.
Но дай мне дух любви, смиренья,
Будь, Боже, милостив ко мне!

схиигумен Савва (Остапенко)

 

maxresdefault1

 

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН О ПОСТЕ

Одного телесного поста недостаточно для спасения

«Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей– чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным- с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он недостаточен для спасения.Все свв отцы и подвижники согласно учат, что истинный пост бывает тогда, когда человек воздерживается от зла. Приведем характерный рассказ о святом Макарии Великом. Ему однажды сам искуситель сказал: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, и я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». – «Чем же?» - спросил Макарий. «Смирением, - ответил диавол. – Вот почему я не силен против тебя». Отсюда видно, что нельзя еще возлагать все надежды на один телесный пост».

Нарушение поста – нерадение о спасении

«Можно ли говорить, что неважно, есть или не есть скоромное в пост, - что не в пище дело? Как – не важно, когда из-за пищи, из-за чревоугодия сердце наше грубеет, делается жестоким по отношению к ближайшим и отвращается от Самого Бога, ибо нельзя служить вместе и Богу, и чреву? Как – неважно, когда Адам и Ева пали и потеряли рай из-за «Яди единой»? И мы из-за чего не радеем о спасении своей души, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, как не из-за пристрастия к пище, питию и прочим сластям греховным?!»

О посте. Не для Господа, а для нас

У нас многие не только не соблюдают пост, как блюли наши предки, но еще и стараются доказать, что не нужно поститься. Говорят: «Разве Господь нуждается в том, чтобы человек недоедал и голодал?» Конечно, пост не нужен для Бога, как не нужны для Него и наши молитвы, и наши добрые дела. Как Существо всесовершенное, Он и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и всё (Деян. 17, 24). И наши молитвы, и наши добрые дела нужны не для Господа, а для нас. Ими мы стараемся угодить Богу, выражаем свою Любовь и преданность Ему.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский

 

krest-sobor.ru

Дата публикации: 15.03.2021