• Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невской лавре

Во вторник седмицы 18-й по Пятидесятнице, 15 октября, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужение было совершено в рамках памятных мероприятий по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Тверской и Кашинский Савва, Новгородский и Старорусский Лев, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Феодосийский и Керченский Платон, архиепископ Бельгийский и Брюссельский Симон, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Боровичский и Пестовский Ефрем, Гатчинский и Лужский Митрофан, Юрьевский Арсений, Павлово-Посадский Фома, Петергофский Силуан, духовенство митрополии.

Пели хор духовенства митрополии, смешанный хор СПбДА и хор монастыря.

Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, игумении София (Силина), Илариона (Феоктистова), Людмила (Волошина).

"Попечительное отношение к стаду Божию - яркое проявление любви ко Христу, учит святой Иоанн Златоуст, - сказал Святейший Патриарх в проповеди. - Две главные заповеди Господь дал нам в Новом Завете - о любви к Богу и о любви к ближнему. Слова святого Иоанна Златоуста в отношении Церкви помогают понять, что не может быть любви к Богу без любви к Церкви, как не может быть любви к Богу без любви к ближнему. Святой Иоанн Златоуст лишь только развил эту двуединую заповедь, но включил в нее любовь человека к Церкви. Конечно, эта заповедь в первую очередь относится к священнослужителям, которые должны ее запомнить, включить в свое сознание, понимание того, что есть служение Церкви. Не может быть любви к Богу, спасения в Боге, если нет любви к Церкви. Я вспомнил эти замечательные слова святого Иоанна Златоуста в день 90-летия со дня рождения владыки Никодима, про которого в свое время было сказано, что он был "человеком Церкви". А я был среди тех, кто был близок к покойному владыке, кто был его учеником, сопровождал его в течение значительной части его жизни. Вместе с митрополитом Ювеналием, здесь присутствующим, я прибыл за его телом в Рим, и мы привезли останки любимого пастыря града Петрова сюда, в этот храм. И я имею возможность свидетельствовать, что сказанное Иоанном Златоустом относится в полной мере к владыке Никодиму. Церковь была единственной любовью в его жизни. Она была для него всем. Что бы он ни делал, чем бы ни занимался, будь то внешняя деятельность, которую он возглавлял, будучи главой ОВЦС, будь то внутреннее управление в то время Ленинградской, ныне Санкт-Петербургской епархией, будь то общение с внешними людьми, далекими от Церкви, - он все это делал не во имя своего благополучия, карьеры, желания стать известным, популярным, он все это совершал во имя любви к Церкви, а значит, во имя любви к Господу".

"Церковь была для владыки Никодима его домом, в котором он родился к новой жизни - через Крещение, принятие монашеского пострига в раннем, юношеском возрасте, подчеркнул Предстоятель. - Некоторые недоумевали, почему студент высшего учебного заведения в советское время, пятидесятые, когда все работало на атеистическое воспитание, особенно молодежи, решил избрать этот путь. Родители его не имели отношения к Церкви: отец был партийным человеком, мать - учительницей. Она всегда сохраняла доброе отношение к Церкви, но это была нецерковная семья. И вот в этой советской, нецерковной среде в 1929 году рождается младенец Борис, получивший в постриге имя Никодим. Его возрастание пришлось на годы советских пятилеток, огромного энтузиазма народа. Люди верили в светлое будущее, верили, что нужно потрудиться, еще и еще что-то сделать - проложить каналы, построить заводы, дороги, и оно, светлое будущее, непременно придет. Никто в большинстве своем не думал о Боге, кроме Церкви, находившейся практически в катакомбах. На фоне этой общественной жизни, семейной жизни, не связанной с Церковью, младенец Борис, ставший Никодимом, возрастает верой и силой духа. Было единственное место, куда он всегда устремлялся с радостью, вначале с бабушкой. а потом один, иногда крадучись, чтобы его не увидели, - это Скорбященский храм в Рязани. Там, среди пожилых людей, стоял этот отрок, молился и воцерковлялся без какого бы то ни было понуждения и обучения со стороны взрослых. Уже в одном этом детском периоде его жизни лежит свидетельство о его избрании Богом для высокого архипастырского служения".

"Владыка взошел на эту ступень служения в тяжелейшее время для Церкви, - продолжил Патриарх. - Это было время так называемых хрущевских гонений. Политическая власть в стране поставила задачу полностью искоренить религию к 1980 году, с этого года страна должна была отсчитывать новую, коммунистическую эпоху. И уж никак нельзя было войти в коммунизм с "религиозными предрассудками". Вся сила и мощь государства - пропаганда, воспитание, культура, деятельность спецслужб - была направлена на то, чтобы религиозная вера ушла из жизни народа. И именно в это время Господь призывает владыку Никодима к архипастырскому служению. В силу своих богоданных талантов он быстро стал заметным на церковном небосклоне, и престарелый Святейший Патриарх Алексий Первый увидел в нем человека талантливого, сильного, а потому способствовал его росту: он стал архиереем и быстро начал продвигаться по служебной лестнице - не потому, что кто-то ему помогал нечестными методами, как говорят те, кто пытается бросить тень на него, а потому, что был из ряда вон выходящим, невероятно одаренным, обладавшим колоссальной памятью, силой веры, благочестием, способностью обращаться к людям и совершать богослужения. Владыка в шестидесятые годы взошел на высокую церковную должность и делал все, чтобы остановить руку гонителей. Став митрополитом Ленинградским и Ладожским, а потом Ленинградским и Новгородским, он делал все для того, чтобы не закрывались храмы на территории митрополии. Это удалось сделать: в то время, когда десятки и сотни храмов закрывались в стране, в Ленинградской епархии был закрыт только один храм, и то обманом: когда владыка по долгу службы уехал за границу, тихо, чтобы он не узнал, в поселке Котлы был закрыт храм. И как же сокрушался владыка, когда, вернувшись, узнал об этом! Прошли годы, а он все не мог себе простить, что не уберег поселковый храм от закрытия. И это в то время, когда повсеместно закрывались храмы. Неизвестно, что было бы с нашей митрополией, тогдашней Ленинградской епархией, если бы во главе ее в те суровые годы не встал бы святитель, имя которого мы сегодня вспоминаем".

"Владыка положил основу новому поколению епископата нашей Церкви. Гонители намеревались остановить епископские хиротонии, ведь если нет епископа, то нет и Церкви. Владыка сумел обойти все препоны. Будучи ответственным за внешнюю церковную деятельность, он стал рукополагать епископов для зарубежья, убеждая власти, что в наших заграничных учреждениях должны служить архиереи, чтобы укреплялись позиции Русской Церкви за пределами страны. Власти дали разрешение на хиротонию архиереев для зарубежных государств, но скоро по воле владыки эти архиереи стали возвращаться в Советский Союз, замещая пустующие кафедры или сменяя престарелых владык, которые уже не были в состоянии реально управлять, но оставались на кафедрах только потому, что их уход означал закрытие епархий. Я перечисляю лишь отдельные эпизоды огромной борьбы, которую вел владыка с атеистической властью, с окружающим его враждебным миром, чтобы сохранить Русскую Православную Церковь, обеспечить воспроизводство церковных кадров. Сознавая важность епископского служения, он делал все для того, чтобы появилось новое поколение архиереев, некоторые из которых здесь присутствуют, кто-то и сегодня служит в епархиях нашей Церкви, а кто-то уже отошел в мир иной. Мы вспоминаем имя великого человека, от деятельности которого напрямую зависело существование многих Божиих храмов, благополучие Ленинградской епархии. От него зависело сохранение духовных школ, потому что властями было принято решение закрыть Ленинградские духовные академию и семинарию. Но владыка, узнав об этом (а эти школы являлись для него родными), попросил Святейшего Патриарха Алексия направить его в Ленинград. Патриарх согласился, возвел его в митрополита Ленинградского и Ладожского, и владыка, вступив на кафедру, в первую очередь остановил закрытие духовных школ. Старшее поколение духовенства, которое сегодня здесь присутствует, помнит это. Но и все остальные должны хранить память о святителе, благодаря которому мы сегодня стоим в этом храме, ведь и Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры реально угрожало закрытие. Пусть в нашей благодарной памяти всегда сохраняется имя митрополита Никодима, великого святителя Русской Церкви XX века, много послужившего тому, чтобы продолжалось церковное служение на берегах Невы, отдавшего Церкви все свои силы и в 48 лет умершего от седьмого инфаркта. Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода грехах, нужно спросить: а что означает смерть человека, еще молодого, в 48 лет? Мог ли такой человек жить не по закону Божиему, предаваясь разного рода грехам? Если бы было так, он бы жил еще долго. Некий человек, родившийся в один год с митрополитом Никодимом, впоследствии возглавил раскол на Украине и доныне живет припеваючи. А владыка умер в 48 лет - одно это свидетельствует, кто прав, кто виноват, кто прожил жизнь святую и богоугодную, а кто предался греху, последствия которого мы наблюдаем, следя за церковными нестроениями на Украине. Призываю вас хранить молитвенную память о выдающемся святителе земли нашей, приснопамятном митрополите Никодиме. Молитесь о нем и в храме не забывайте возносить его имя. А сейчас мы совершим заупокойную панихиду и испросим у Господа прощения грехов вольных и невольных раба Его, приснопамятного митрополита Никодима, дабы душа его упокоилась в селениях праведных, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь!" - завершил проповедь Святейший Патриарх Кирилл.

После панихиды митрополит Варсонофий приветствовал Предстоятеля и преподнес ему комплект панагий.

Святейший Патриарх поздравил Александра Беглова со вступлением в должность губернатора Санкт-Петербурга: "Где бы вы ни были, вы всегда сохраняли верность Русской Православной Церкви и делали много для того, чтобы укреплялись взаимоотношения Церкви и государства в современной России. Надеюсь, что под вашим руководством будет и далее развиваться северная столица - материально, культурно и, конечно, духовно". Градоначальнику была подарена икона Спаса Нерукотворного.

Глава региона поблагодарил Святейшего Патриарха за поздравление и подарок.

У могилы приснопамятного митрополита Никодима на Никольском кладбище Предстоятель совершил заупокойную литию.

Митрополит Никодим (в миру - Борис Ротов, 1929-1978) - иерарх Русской Православной Церкви, с 9 октября 1963 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1960-1972 годах - председатель ОВЦС. С сентября 1974 года был патриаршим экзархом Западной Европы.

ИА "Вода живая",
15.10.19

Дата публикации: 16.10.2019