Молодежная работа

интервью свящ. Игоря Марчука

Священник Игорь Марчук: «Наш клуб – место, где встречаются единоверцы, единомышленники и люди, активно ищущие истину в своей жизни».

Молодежному клубу Казанского собора исполнился год. За это время много пришедших в храм молодых людей обрели новых друзей, познакомились с близкими по духу людьми. Создатель Молодежного клуба о. Игорь Марчук на своих встречах старается ответить на все вопросы ребят, услышать их, и, порой, объяснить им самим, что их волнует. О цели этих встреч, о главных проблемах современного поколения, о том, как следует общаться с молодежью, чтобы не «воспитывать», но и «не навредить», как помочь выстроить диалог с Богом и узнать, где же рождается Истина, мы поговорили с руководителем Молодежного клуба Казанского собора иереем Игорем Марчуком.

- О. Игорь, как возник Молодежный клуб Казанского собора?

- Недавно исполнился год со дня основания нашего клуба, мы его очень тепло отметили — ребята пришли после зимних каникул отдохнувшие, все были очень рады встрече… Идея клуба… Чуть более 4-х лет назад меня рукоположили в сан иерея, до этого я был диаконом. И пока я был диаконом, моя служебная деятельность касалась непосредственно алтаря – с людьми в соборе я практически не общался. А вот когда я стал священником и стал выходить на исповедь, общаться с людьми, то для меня постепенно стали обозначаться различные внутренние — душевные и духовные проблемы людей. И одна из них, на мой взгляд, весьма существенная — это, не сказать глубокое, но тем не менее — религиозное невежество. И больше всего этим религиозным невежеством отличались именно молодые люди, которые подходя к исповеди не знали, что надо говорить священнику. Т. е. молодежь в храм-то приходит — потому что душа зовёт, а что дальше — непонятно. Ведь человек вольно или невольно согрешает и грех тяготит душу, и человек это чувствует. Чтобы избавиться от этого внутреннего ощущения тяжести на душе, человек приходит в храм и ему необходимо построить диалог с Богом, и со священником — а для большинства людей, особенно молодых, это проблема!

Я часто привожу в пример случай с одним молодым человеком, который придя на исповедь, исповедаться так и не смог. Конечно он понимал, что нагрешил, на душе было нехорошо, но что с этим всем делать — он не знал вообще. Было видно, что он образован, начитан, хорошо воспитан, почитает своих родителей, но отсутствие духовной жизни ставило перед ним ряд проблем. Ему выходить в жизнь, принимать решения — и какими критериями руководствоваться, с кем общаться, где искать ответы на жизненно важные вопросы — он не знал. Я уж не говорю о том, что нет понимания того кто такой Бог и чем Он может ему помочь в решении духовных и житейских проблем. Да и собственной жизненной философии у него в общем-то не было. Был набор стереотипов, которые ему привили родители – порядочность, послушание, необходимость получить образование. Ну а что дальше? Чтобы сделать первый шаг во взрослую самостоятельную жизнь, нужно что-то внутренне укрепляющее. А этого не было у него. И для меня этот случай — самый яркий образ, который охарактеризовал духовное состояние нашей молодежи вообще.

Конечно же многие молодые люди знают как и что делать, у них есть свои понятия… Но с другой стороны, какие сейчас у молодежи понятия? «Клево, круто — или — отстойно». Конечно есть более «продвинутая молодежь», но она продвинута в учебе, в карьере, если дело касается выбора спутницы жизни – такие понимают, что она должна быть из хорошей семьи… Это всё конечно же хорошо. Но мало кто понимает, что духовная составляющая в любом жизненном вопросе — первая и основополагающая. Если два человека разные по духу и при этом в силу своих амбиций не готовые к семейному, или деловому единению, то ведь это изначально провальный вариант — ни деловой, ни тем более, семейный союз не состоится! Но говорить об этом со многими вообще не приходится – такого вопроса — о духовном единении — у большинства людей вообще нет!

Поэтому, конечно же, ощущалась потребность создать место для общения молодёжи. И еще важно — многие верующие молодые люди — они одинокие. Недостаток общения для таких — очень важный момент: вот закончилось богослужение, батюшка всех благословил, если получилось — ответил на пару личных вопросов — и всё — каждый уходит туда, откуда пришёл В большинстве своём, люди возвращаются в общество, в котором они не поняты, не приняты, или — не дай Бог — ещё осмеяны! А просто познакомиться, пообщаться с другими прихожанами — это очередной барьер — ведь православная молодёжь порой слишком стеснительная. Поэтому совершенно необходимо было организовать такую форму общения — тёплую, доверительную, уютную — за чашкой чая в кругу православных, таких же верующих людей.

Теперь наш клуб – место, где встречаются молодые люди, единоверцы, единомышленники, активно ищущие христианскую истину в жизни. Истина Христова – то, что мы находим прежде всего, читая Священное Писание. Это то, что делает нас свободными. От чего? Отвечая на подобный вопрос, я очень люблю приводить в пример фильм «Гордость и предубеждение». Мирские недостатки, которые люди считают достоинствами в своей жизни — амбиции, предубеждения, в основе которых лежит гордыня, которые, при этом, мешает людям нормально жить. Именно от них и освобождает людей истина Христова. Потому молодёжь сознательно или нет, ищет эту истину, и она помогает людям в перспективе обретать и духовную свободу, и выстраивать христианские взаимоотношения с окружающими.

Мы обсуждаем общие темы, интересующие ребят — это формирует христианский менталитет, если можно так сказать. Молодёжный клуб — это место, куда приходят молодые люди расширять свой религиозный кругозор, постигать истину, а так же общаться и дружить. Очень приятно, когда я смотрю на фото в нашей группе и вижу, что после встреч нашего клуба ребята идут дальше гулять вместе – им это общение дорого. Православие — это не то, чего молодым людям надо бояться, но то, с чем надо знакомиться и познавать, дабы в будущем этим руководствоваться.

Пример того молодого человека – это скорее исключение или правило среди современной молодежи?

- Скажу так — это диагноз духовного состояния нашего общества. У священника есть момент за богослужением, где он молится о людских грехах и о людских «невежествиях» — о тех грехах, которые люди совершая, даже не расценивают, как грех — и это знает священник, и молится о прощении этих "грехов невежествия". Но чтобы таких грехов было в жизни человека было всё меньше и меньше, священник обязан разъяснять людям ту самую истину. Христос есть свет, истина и жизнь. Ну невозможно без света решать какие-то свои проблемы. На что ты будешь надеяться? На какие-то свои представления? На свою гордость и предубеждение?!

Гордость и предубеждения?! Для современного общества — это пороки или добродетели? Как по Вашему сегодня должны быть воспитаны юноши и девушки?

- Конечно пороки. Однозначно пороки. Если мы говорим о гордости — то христианство понимает гордость как эгоистическую любовь к себе, которая доводит человека до крайнего конфликта с его Творцом — Господом Богом! И если Вы спросите, как же любить себя, согласно Божьему замыслу? Действительно, любить ближнего как самого себя – заповедал нам Господь — оказывается, Христос говорит о самолюбии. Но если гордость мы понимаем как грех, то говоря о христианском самолюбии человек помнить, что в основе его заложен образ Божий — и вот его то и заповедал Бог любить! Человек, находясь ещё в Раю, этому так и не научился, потому-то Христос воплотился и принес себя в жертву — ради спасения человека от этого "неправильного самолюбия"! Зная это, каждый должен любить себя в том смысле, в котором учит нас Иисус Христос — жить по Закону Божьему, держать себя в определенных христианских рамках! Помня о том, что Господь меня любит, я должен отвечать той же любовью — постараться жить и не грешить. «Кто меня любит, тот заповеди мои соблюдет», — говорит Господь. А к чему призывают нас они? Быть смиренным. Быть миротворцем. Быть готовым пострадать ради истины Христовой. То есть нести свой крест: ведь «кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником»!(Лк. 14:27) Что значит идти за Христом и нести свой крест? — Значит отвергнуться от всего греховного. То есть от этих самых предубеждений, от амбиций человеческих. Гордость – мать всех пороков. Сатана возгордился и к чему это привело? К тому, что он стал стремиться занять его место и уничтожить Бога, а когда осознал, что это невозможно, то стал губить человека, внушая ему гордость и предубеждения вместо истинной любви и богоуподобления.

О. Игорь, расскажите о молодых людях, которые приходят в Молодежный клуб?

- Здесь надо честно сказать, что у нас молодежь подобралась очень достойная. Большинство из пришедших – это люди, имеющие личный опыт в вере. Они достаточно для себя регулярно исповедуются, причащаются, молятся на сколько у них хватает сил и опыта. На встречах нашего клуба всегда доброжелательная и очень уважительное атмосфера, любая тема обсуждается деликатно, если человек не готов или не знает, он просто молчит и с интересом слушает — и это никого не смущает. Пока это частое явление на встречах нашего клуба, когда ответом на обсуждаемую тему, является только то или иное выражение глаз присутствующих людей — участвовать в дискуссии готовы далеко не все. И когда я вижу эту благодарность и заинтересованность, я понимаю, что не смотря на молчание большинства, наше общение всё равно актуально и востребовано, оно помогает им ответить на свои внутренние вопросы, решить какие-то проблемы, опять же приблизиться ещё на шаг к постижению Христовой истины.

- Что сейчас что волнует ребят? О чем беседы на ваших лекциях?

- Они сами порой не знают, что их волнует. Мы беседуем или разбираем какую-либо тему, и этот разговор по ходу помогает им осознать то, что их волнует. Ну, например, изначально ребята пришли, потому что им интересно было, что же такое христианское общение? И мы начали беседовать вообще – о религии и о вере. Мы определили для себя, что вера – это знание своего Творца и общение с Ним, а религия – это то свойство веры, которое помогает человеку, забывшему о Боге, реанимировать в себе эту веру. Потом начали говорить о храме, о богослужении, была большая тема о Вселенских соборах. Казалось бы зачем всё это? Оказывается знакомство с историей христианства, с его литургической традицией, с христианской догматикой и богословием помогает в конце концов не только понять, как христианская вера росла и укреплялась в сердцах людей, она объясняет им Самого Христа. Конечно же понимание и осмысление приходит не сразу – и у людей возникают более конкретные вопросы. Например о Троице: можно сказать — как Солнце! Есть огненный шар, свет и тепло — Отец, Сын и Святый Дух. Просто? Просто. Казалось бы, вот образ Троицы. Но христианское понимание Святой Троицы не укладывается в этот простой естественный образ. И на таком примере люди понимают, что Бог необходимо знать гораздо глубже и шире — и, при этом, познаваем Бог только на столько, насколько Он Сам Себя же нам и открывает. Вот в ближайшее время мы хотим поговорить о молитвах – о сложных, непонятных моментах, разобрать утреннее, вечернее правило – и это поможет ребятам выстраивать реальный диалог с Богом. Мы смотрим фильмы – посмотрели об Исламе, об экуменизме, о сектантстве – потому что это актуально сегодня: подходит к тебе проповедник – что ему сказать, что ответить, как воспринимать?

Конечно же, ребята часто по ходу нашей беседы задают вопросы, которые спонтанно возникают у них, я стараюсь отвечать сразу же, потому что в дальнейшем диалоге можно забыть то, что так внезапно взволновало — и это живое общение. Очень радостной для меня была наша встреча на Рождество. Ребята пришли на праздничное ночное Богослужение, после которого совершенно спонтанно решили — попить чаю и пообщаться. Темы для встречи не было, да и сама встреча не была запланирована — мы просто сидели общались и расходиться мы не хотели, хотя после богослужения и были утомлены! Говорили все – делились впечатлениями, чувствами, было очень празднично. Это тоже было "живое общение"! И на мой взгляд это — наше маленькое достижение — просто встретиться, разделить радость Светлого Праздника под сводами храма Божьего!!!

- Можно ли сказать, что цель клуба – это побуждение создать у каждого молодого человека диалог с Богом?

- Хотелось бы сформулировать чуть-чуть иначе: в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мы читаем следующие слова: "се, стою у двери и стучу" (Откр.3:20). Господь постоянно призывает нас к диалогу, – важно побудить людей услышать Бога, внять Ему, ответить Ему, вступить в общение с Ним! Как-то одна бабушка подходит ко мне и говорит: "я столько уже молюсь Богу – но в жизни всё остаётся по прежнему плохо, что же мне делать?" Казалось бы, всё логично: если ничего не меняется — значит не так молюсь и поэтому Бог не слышит?! Я спросил у неё: "а вы пытались услышать Его ответ и увидеть ответ Божий в Вашей жизни?" Не всегда ведь Господь отвечает мыслями или словами. Он порой сразу отвечает делом, у Бога ведь слово есть дело: «И сказал Бог – да будет свет – и стал свет». И тут-то бабушка эта очень удивилась: "знаете, а я и не думала, никогда об этом!" Т.е. человек за всю свою жизнь так и не построил диалог с Богом – обращаясь к Нему и пытаясь докричаться о своем, человек так и не воспринял Божий ответ — а ведь он, несомненно, был! Ведь Бог даёт нам гораздо больше, чем мы просим и видим. Да у нас уже и так все необходимое есть — не спроста же святые отцы учат нас молитву Богу начинать с прославления и благодарения Ему! Поэтому направление и Взрослой Воскресной школы, и Молодежного клуба одно – напомнить людям о Христе, что том, что Он призывает нас к общению и помочь им адекватно вести этот диалог с Богом в своей жизни.

- А в чем тогда отличие — как молодому человеку понять куда ему идти — во Воскресную школу для взрослых или в Молодёжный клуб?

- Элементарно: если провести аналогию с обычной школой, то есть программа, а есть факультатив. Взрослая воскресная школа – это программная часть, где наши слушатели знакомятся с Библией, историей Церкви, Каноническим правом и Уставом Церкви. Занятия в школе мы проводим в форме лекций — и не всегда получается что-либо обсудить — диалога со слушателем нет. Молодежный клуб – как раз то место, где можно этот диалог построить. Мы выбираем тему — и обсуждаем её в свободном режиме — а можем вообще не брать никакую конкретную тему – можем просто поговорить о том, что нас сейчас волнует или интересует. Кто хочет получить какое-то элементарное образование, тот идет в воскресную школу и прослушивает курс лекций; кто хочет общения – тому в Молодежный клуб. Но есть у нас несколько девушек и ребят, которые ходят не только в Молодежный клуб по пятницам, но и по субботам посещают Воскресную школу — им важно получить более системные знания: это библейские, Евангельский, исторический, канонический взгляд на Церковь для того, чтобы более четко сформировать свой христианский менталитет.

- Согласны ли вы с утверждением, что церковь в условиях современного мира должна говорить с молодежью на понятном ей языке, опускаясь на ее уровень – или нет?

- Одно из основных направлений служения Церкви – возвещать Истину Божию людям. И здесь священники – служители Слова. Священник не только священнодействует – совершает богослужение – он еще и проповедует, и учит. Человек, приходя на богослужение, слышит проповедь, и обращается к батюшке с просьбой научить его тому, о чём шла речь в проповеди. Выстраивается следующая цепочка: священнодействие – проповедь – научение прихожан.

Другое дело, что я не хотел бы в данном вопросе говорить о том, что Церковь в то или иное историческое время должна куда-то и для чего-то «опускаться»! Как мы читаем в Православном Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), "Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа". Важно понимать, что Церковь даёт человеку путь восхождения к Богу, путь Богоподобия, Богосовершенства! Здесь совершенно уместно вспоминаются два образа: один из Священного Писания — лестница от земли до неба, которую видел во сне патриарх Иаков; второй — "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника. Путь к Богу мы начинаем с нашей грешной земли — и опускаться ниже уже никак не возможно!

С другой стороны, если мы говорим о диалоге Бога и человека посредством Церкви, то понимаем, что каждая сторона здесь должна приложить свои старания, что бы этот диалог был продуктивным. Поэтому Церковь должна проповедовать Христову Истину на понятном и доступном современному человеку языке — и опускаться здесь никуда ни надо. В свою очередь, человек должен быть готов не только услышать и принять эту Истину, но и в перспективе изучить как Священное Писание — в котором эта истина записана, так и Священное Предание — как действие этой Истины в человеческой истории.

А какие ещё события и мероприятия происходят в рамках работы Молодёжного клуба?

- Обязательно принимаем участие в мероприятиях, которые организуются отделом по делам молодёжи Санкт-Петербургской Митрополии. Последнее — участие в Крестном ходе, посвящённом празднованию Международного дня православной молодёжи 15 февраля. Причем, отмечу, участие весьма активное: и в составе Добровольческой молодёжной службы, и в составе молодёжного хора, и хоругвеносцами были! Так же руководитель Паломнической службы, о. Михаил Шастин организует совместные паломнические поездки для желающих из Молодежного клуба и Воскресной школы – мы уже ездили в Изборск и Псков. Ребятам интересно, есть еще планы поехать вместе. Еще у нас развивается волонтерская деятельность — к нам приезжали дети из школ-интернатов, нужна была помощь в том, чтобы напоить их чаем, покормить, пообщаться. Вот ребята из Молодежного клуба приходили помогать нашим церковницам – накрыли столы, поговорили с ребятами, присмотрели за детьми. Состоялся Масленичный концерт, который всем очень понравился. Мы вместе посещаем кинотеатры, концерты, выставки, ходим в гости в такие же молодёжные объединения, каким является и наш Молодёжный Клуб Казанского собора. Мы нашим клубом стараемся вести разностороннюю жизнь – дружим, общаемся, знакомимся, познаём, и ,конечно же, молимся, исповедаемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Таким образом, наша жизнь и спасительна, и интересна, и насыщена, и содержательна — разве не этого так не хватает нашей современной молодёжи?! У нас это есть, и мы приглашаем всех желающих разделить всё это вместе с нами!

беседовала Елена Кириллова

Информационная служба

Общегородской молебен с акафистом преподобным Кириллу и Марии Радонежским о даровании христианского супружества был отслужен 12 октября в Казанском кафедральном соборе. Богослужение было организовано епархиальным отделом по делам молодежи.

В храме собрались молодые прихожане, молящиеся об обретении своей "второй половинки", семейные пары, просящие мира в свои семьи, и родители, чающие благочестивой супружеской жизни для своих чад.

Молебен возглавил председатель молодежного отделапротоиерей Константин Головатский в сослужении клириков собора и священников, ответственных за молодежную работу на приходах.

После пения акафиста к молящимся обратился клирик храма святых Константина и Елены на улице Доблести иерей Алексий Володин: "Нужно помнить о том, что Бог слышит каждую нашу молитву. Более того, Он всегда отвечает на каждую нашу молитву. Иногда меня спрашивают, сколько нужно молиться Богу, чтобы Он услышал, - месяц, год, три года? Ответ прост: Бог отвечает сразу на каждую нашу молитву. Нужно уметь увидеть этот ответ, держать свое сердце открытым, чтобы понять, каков этот ответ. Возможно, мы получим его через других людей или обстоятельства. Иногда Бог заставляет нас посмотреть туда, куда мы не хотим смотреть. Это такая точка, где нам нужно меняться. На этом пути важно понять одно: Бог никогда не действует через грех. И если что-то зовет нас ко греху, особенно после молитвы о христианском супружестве, - это не ответ Божий. Видеть ответ Божий и следовать ему - в этом и есть духовная жизнь. Желаю каждому с честью и достоинством идти по этому пути".

Протоиерей Константин Головатский сообщил, что на приглашение помолиться вместе отзываются не только петербуржцы. Несколько сотен пожеланий пришло от верующих из других городов и стран. "Давайте же совместно молиться Господу, и Он, несомненно, воздаст нам по молитвам преподобных Кирилла и Марии Радонежских", - сказал он.

Молящимся раздали брошюры с перечнем молодежных общин и православных клубов города, а также иконки преподобных Кирилла и Марии.

Общегородские молебны об устроении семейной жизни проводятся молодежным отделом с 2013 года три раза в году и приурочены к дням памяти покровителей супружества - преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

ИА "Вода живая",
фотографии Андрея Петрова,
12.10.15

20 сентября 2015 г. в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона на ул. Пестеля состоялась встреча молодежи с юристом, Шевелевым Виктором Андреевичем. Тема беседы была: «Юридические и экономические аспекты ведения хозяйства».

Во время разговора обсуждались вопросы, связанные с различными сторонами ведения хозяйства, своего дела. Много вопросов касались темы ведения бизнеса в условиях кризиса. Виктор Андреевич подробно объяснил все риски, существующие на данный момент, в сфере малого бизнеса. Вместе с тем, много было сказано и о положительных сторонах экономического кризиса, подталкивающих молодых коммерсантов активнее развивать своё дело. Вне всякого сомнения, встреча была полезна как для молодёжи, так и для приглашенного гостя. Каждый смог узнать на ней что-то новое, задуматься над вопросами, которые ранее не возникали.

иерей Илиан Лаврентьев